Новости
Дата публикации: 22 июня 2018 г. в 12:45

Арсен Хаиров: «Мы всегда начинаем с эмпатии!»

Сейчас многие спорят о современном облике городов: кому-то нравится, а кому-то нет… Что нам нужно улучшить, а что исключить из городской среды? В чем отличие архитектора и дизайнера? Много вопросов… Именно на них нам ответил Арсен Хаиров – архитектор, дизайнер,  интересная личность и основатель архитектурного бюро HEADS GROUP.

Известный архитектор Алваро Сиза сказал: «Архитектура для меня  — способ зарабатывать деньги. Всем приходится это делать, а мне повезло – я занимаюсь тем, что мне нравится». А что для вас означает ваша профессия?

Арсен Хаиров: Если честно, архитектура для меня и для нашего бюро в целом – это возможность через работу с пространством менять мир к лучшему. Научно доказано, что архитектура оказывает сильное влияние на эмоциональное и психическое состояние людей. Главное всегда помнить, что мы как архитекторы несем ответственность за те пространства, которые формируем. Как и любая компания, оказывающая услуги, мы всегда на первое место ставим пожелания нашего клиента, стараемся услышать и реализовывать его потребности, а не свои собственные амбиции.

Клиент всегда прав для вас?

Арсен Хаиров: В большинстве случаев да.

А зачем вам понадобилось организовывать целое архитектурное бюро? Можно же было работать индивидуальным дизайнером, как часто делают ваши коллеги.

Арсен Хаиров: Во-первых мы хотим заниматься больше архитектурой нежели дизайном и хотим делать крупные объекты. Поэтому нужны люди для вынашивания идей и реализации комплекса услуг.

Т.е. вы больше архитектор чем дизайнер?

Арсен Хаиров: Однозначно да.

К какому тогда типу архитекторов вы себя относите? Какой стиль в архитектуре для вас ближе?

Арсен Хаиров: Мне лично кажется, что самое правильное в нашей профессии быть в тренде времени. Потому что архитектура, безусловно, должна отражать то время, в которое она была создана. К примеру, сейчас явный тренд к «эко» стилю. Это и использование только натуральных материалов и некий минимализм, и повсеместное озеленение, и применение энергоэффективных технологий. Сейчас мы можем наблюдать открыто выраженную тенденцию к большей простоте.

Мы сейчас говорим про столицу или эта тенденция имеет место быть и в регионах? Есть вообще отличие между столичным заказчиком и региональным?

Арсен Хаиров: Конечно есть. Здесь всё зависит скорее всего от уровня культуры и ментальности человека. В столице люди другие. Наверное сказывается концентрация в интеллектуальном  плане. Поэтому и предпочтения отличаются. Например, состоятельные заказчики уже поездили по другим странам, посмотрели как у них, посетили выставки и т.д. И вот этот опыт-сравнение безусловно накладывает сильный отпечаток и способствует внутреннему развитию. Им уже не нужно объяснять почему так нельзя делать так и т.д. Они уже всё это знают.

В провинциальных городах всё сложнее… Там должно быть дорого-богато, а Москва уже от этого постепенно отходит. И даже если посмотреть на отечественные «топовые» архитектурные бюро, то они находятся именно в столице. Они конечно работают по всей стране, но находятся именно в Москве.

Дизайнер начинает с определения стиля заказчика, выясняя его предпочтения. А с чего начинает свою работу архитектор? Какой первый этап?

Арсен Хаиров: Мы всегда начинаем с эмпатии! Расспрашиваем заказчика о его жизни, о тех жизненных процессах, которые он совершает каждый день. Кто-то любит кино смотреть, кто-то бегает и занимается спортом, кто-то любит книги читать сидя у камина. Все эти факторы безусловно влияют, а самое главное должны быть отражены в архитектуре.

Таким образом мы и выстраиваем некое понимание процессов, которые должны происходить в доме заказчика и исходя из этого формируем общую концепцию. Т.е. к примеру, если вы любите проводить время с друзьями в шумной компании или наоборот предпочитаете тишину, то это непременно отразится на архитектуре вашего будущего дома.

А есть ли у вас любимое архитектурное сооружение?

Арсен Хаиров: Любимое наверно сложно будет назвать… Вот из тех, что хочется посетить Лувр в Абу-Даби от Жанна Новелля – очень интересный проект; филармонию в Гамбурге, качество архитектуры которой, по крайне мере по фотографиям, просто потрясает.

Как вы думаете, отечественная школа дизайна и архитектуры уступает зарубежным? Или мы уже вплотную приблизились? Хватает ли нашего образования, которое дают в профильных учебных заведениях?

Арсен Хаиров:  На мой взгляд, именно вузовское образование в этой сфере не дотягивает до зарубежных ведущих школ. Потому что я смотрю на своих коллег, которые проходили стажировку в Европе или доучивались — у них совершенно другой подход. В Москве есть такие школы как «МАРШ» и «СТРЕЛКА» к примеру, в которых образование дается схожее с зарубежными институтами. У них прослеживается прогрессивный взгляд.

А что означает прогрессивный?

Арсен Хаиров: Это упор в первую очередь на аналитическую часть, чего не хватает большинству наших вузов. Дело в том, что у нас как-то больше смотрят на красоту оформления проекта. Это я мог наблюдать и когда сам получал образование: если приносишь красивый в плане оформления проект, то тебе сразу ставят «отлично» и ни кто не смотрит на правильность его выполнения или функциональность. А если он не нравится преподавателю просто визуально, то заставляют переделывать. В европейских школах большое внимание уделяется именно аналитической части проекта.

Каждый раз как ты что-то создаешь, ставишь какой-то объем, то должен дать обоснование почему именно в этом месте, почему окна такого размера и т.д. В данном случае архитектура не рождается из простой фантазии, а это срез аналитической работы, которая помогает рождать форму. Грубо говоря там никто сначала не задумывается красивая получилась архитектура или нет. Она появляется такой только в результате и на основе проведенного анализа.

Маргарита Подгорная, Владислав Куликовский, Арсен Хаиров.

Вы участвовали в разработке столичных станций метро. Как получили этот заказ, какие станции и почему дальше не продолжили работать с таким перспективным заказчиком?

Арсен Хаиров: Я участвовал в разработке станций, когда работал еще по найму. Это была работа в «Мосинжпроекте» и они, как генеральные подрядчики столичного метрополитена, разрабатывали проекты Кожуховской линии. И это был отличный опыт.

Есть ли отличие частного и государственного заказчика?

Арсен Хаиров: Безусловно — там на много сложнее система согласований и утверждений. Тебе не только с генеральным заказчиком всё нужно согласовать, а у метрополитена порядка 20 служб есть у каждой из которых необходимо получить согласование. Но без этого ни как, объект стратегический. Еще были не очень приятные моменты, когда чиновники влияли на саму архитектуру, на сам проект. К примеру, очередной проверяющий мог сказать, а почему вот у вас станции такие разные? И как бы, в такие моменты было вообще не понятно, кто тут профессионал… Архитектору же нужно просто полностью доверять…

А сейчас, уже став независимым и создав свою компанию нет желания поработать с государством?

Арсен Хаиров: Хотим и как раз сейчас планируем участие в ряде тендеров на разработку проектов. Конкурс по благоустройству одного из парков мы уже выиграли. 

А как вы вообще относитесь к современной застройке городов? Москва меняется в худшую сторону или становится лучше?

Арсен Хаиров: Я считаю, что в лучшую. На сегодняшний день в столице стали появляться качественные жилые комплексы,  так называемая «средовая» архитектура, которая очень правильно вписывается в существующую застройку. В принципе, в городе 70%  — это жилье и оно не должно каким-то образом выделяться. Если коротко сказать, то не нужно делать из жилья музей современного искусства. Сейчас как раз и пошел определенный задел в «правильную» архитектуру и постепенно будут другие города смотреть, как делают в Москве и тоже меняться в лучшую сторону, беря пример. Это будет очень здорово.

Одним из удачных примеров из прошлого, могу привести сочетание доминантных сталинских башен и широких проспектов, которые интересно контрастируют с окружающей средой. Т.е. вот это наглядный пример игры разных стилей, который стал удачным.

Чем бы вы хотели заняться, кроме архитектуры? Ведь не секрет, что известные архитекторы и дизайнеры занимаются и мебелью и разрабатывают аксессуары.

Арсен Хаиров: Мебель безусловно привлекает. Мне очень импонирует американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В большинстве домов, которые он сделал, им спроектирована не только архитектура, но и мебель и даже дверные ручки.

Как это вообще может сочетаться? Ведь в понимании многих, архитектор – человек, который проектирует дома.

Арсен Хаиров: Да очень просто, архитектор же творческая личность и его фантазия не заканчивается на том, как может выглядеть дом. Поэтому архитектор может спроектировать дом, придумать мебель, дизайн ручки. А если, например, мы берем дизайнера, то он может только сделать сам дизайн непосредственно. В этом и отличие дизайнера от архитектора. По сути есть такая шутка: в чем отличие архитектора от дизайнера: «дизайн можно снять и выбросить, а архитектуру нет».

Дизайнер по сути, является в какой- то степени заложником архитектуры. Потому что пространство, в котором он работает уже сформировано. Но когда ты начинаешь делать те же ручки, то ты в этот момент и сам становишься дизайнером. Тут секрет в том, что придумывая дом ты можешь видеть у себя в голове какие пространства ты можешь там создать.

И если ты полностью будешь делать дом и все элементы внутри, то можно сказать, что это и будет полноценный продукт. Мы поэтому и создали универсальное архитектурное бюро. Мы делаем и проект дома, и дизайн, решая проблему комплексом и целиком.

А не кажется вам, что сейчас происходит пресыщение на рынке жилья?

Арсен Хаиров: «Лакшери» сегмент точно пока ни куда не денется и будет развиваться дальше. Если говорить про коттеджи для среднего сегмента, то тут мне кажется будущее за качественными модульными домами, как например дубль-дом.

Куда компания будет двигаться в ближайшее время?

Арсен Хаиров: В первую очередь мы хотим полноценно занять сначала нишу на российском рынке. Вот у нас сейчас активно стало развиваться направление по паркам, мы получили кусок парка в Чистополе, уже на стадии реализации. Хотим попробовать дальнейшее сотрудничество с главами небольших городов именно в направлении благоустройства. Так же будем пробовать участвовать в тендерах, в различных российских и международных конкурсах.