Новости
Дата публикации: 3 декабря 2020 г. в 22:52

Александра Федорова: «Строительство и архитектура – это разные вещи»

Александра Федорова: «Строительство и архитектура – это разные вещи. Строительство – это реализация, а архитектура – это придумывание и создание.

Кто такой архитектор? Как сделать ремонт в квартире модным на все времена? Что делать с детской комнатой? Так ли нужны нам супербрендовые мебельные фабрики? Есть ли им замена по качеству и стоимости? Об этом и не только мы поговорили с основательницей архитектурного бюро Александры Фёдоровой, очаровательной представительницей прекрасного пола и профессиональным архитектором — Александрой Федоровой.    

Александра, традиционный вопрос — архитектор может быть дизайнером и наоборот? Правильно ли объединять данные профессии?

Александра Федорова: Это уже стало некоей притчей. Отвечу прямо, да архитектор может быть дизайнером, а вот дизайнер архитектором быть не может. Архитектура, которой необходимо учиться в институтах – более сложная профессия, которая требует массу знаний и дисциплин. Дизайнер, в нашем понимании, это больше декоратор и редко кто из дизайнеров применяет архитектурный подход в проектировании интерьеров. Чаще всего это украшательство, где и в какой цвет покрасить, повесить картинку и т.д.

Если у меня есть талант, без образования я могу стать дизайнером?

Александра Федорова: Дизайнером безусловно да. Как я уже сказала — это достаточно прикладное искусство, которому в принципе можно научиться имея хороший вкус на недолгих курсах. Архитектура, конечно, требует знания многих дисциплин: инженерии, сопромата и т.д. Это более сложная, ответственная и фундаментальная тема. Но, нужно понять, что дело тут не в формальном посещении стен учебного заведения для получения «корочки», а в получении знаний. В принципе, можно проработать 20 лет в архитектурном бюро и там всему научиться, получив те же самые навыки и образование.

Наши образовательные учреждения уступают западным или нет? Можно ли закончить, к примеру МАРХИ и уже не нужна «Британская школа»?

Александра Федорова: Британская школа – это как раз школа декораторов. Там не учат архитектуре и это одна из школ, где учат именно дизайну. Архитектуре в России учат в одном институте, в МАРХИ. На мой взгляд там есть ряд минусов, но с точки зрения развития у людей чувства композиции – равных нет.

А МГСУ?

Александра Федорова: Строительство и архитектура — это разные вещи. Строительство – это реализация, а архитектура – это придумывание, создание. Любое строительство всегда начинается с проекта.

Что сподвигло стать архитектором? С чего всё начиналось?

Александра Федорова: У меня довольно банальная история — родители заканчивали МАРХИ, были преподавателями, и я с детства в это сфере вращалась. Поэтому всегда думала, что буду архитектором, но не очень понимала, что это значит. Дело в том, что архитекторы даже в нашем семейном окружении занимаются разными вещами: от оформления декораций в театре, до режиссёрства фотографий. По факту получается, что это такая профессия, в которой обучают созданию гармонии… И в общем то человек после МАРХИ может применить себя довольно широко.

Как молодому специалисту получить заказ? Без опыта тебя не берут, но ты не можешь получить опыт без работы-парадокс.

Александра Федорова: На самом деле с развитием интернета и различных социальных сетей ситуация в корне изменилась. Сейчас не имея опыта, можно получить любой заказ — главное красиво преподать себя. Просто вопрос в том, как он будет реализован и что на выходе получит заказчик! Сейчас люди, которые закончили какие-то быстрые курсы, изучив Autodesk 3dsMax могут сделать красивые картинки. При этом они будут нереализуемые, но будут цеплять заказчика, и он таким образом к вам придет. Либо некоторые берут чужие работы, выставляют их в том же Instagram.

Когда я начинала, то всё было по-другому. Молодому дарованию заказ получить было практически невозможно. Поэтому я устроилась в архитектурное бюро, отработала четыре года и первый мой заказ был именно здесь. Это была квартира для молодой девушки, которая была достаточно скромной по площади – где-то 60 метров….

Самостоятельный заказ уже появился тогда, когда я уже ушла из бюро. Мне предложили сделать интерьер радиостанции, включая студию – за стеклом.

Это случайно не радиостанция «NEXT FM» и «Первое Популярное радио» в Новинском Пассаже?

Александра Федорова: Да, совершенно верно. На самом деле был уникальный проект, и никто его еще не повторил. После это всё и завертелось.

Есть ли такое понимание как мода в дизайне и в архитектуре?

Александра Федорова: Конечно! Каждый сезон какие-то тренды новые появляются. Мы всегда в своей работе стараемся их как раз избегать: если что-то яркое появляется, то это точно не надо использовать. Потому что это будет у всех и на вашем продукте будет маркер что это было «летом 2020 года». А сегодня уже 2022 год и ты уже «типа не в тренде». Всегда стараемся делать всегда что-то нейтральное.

Получается, что мода она довольна скоротечна в архитектуре? Хотя я всегда думал, что дома возводят на века. Тот же самый «Сталинский ампир», который и сейчас довольно популярен.

Александра Федорова: Я тут скорее говорю про дизайн. То, что касается архитектуры – как таковой моды нет.

Каким образом я могу сделать, к примеру детскую, чтобы она по мере роста и взросления ребенка она не устаревала со временем и мне не пришлось бы делать ремонт там, раз в три года?

Александра Федорова: Как правило в современных интерьерах такие прям «мимишные» детские уже никто не заказывает, даже если это новорожденный ребеночек – все понимают, что всё быстротечно. Делается некая нейтральная оболочка, в которую можно просто добавить детские аксессуары или элементы. К примеру игрушки, которые будут в диком количестве – они и так создадут детскую атмосферу. Мы стараемся не делать что-то такого, чтобы в будущем перекрашивать стены, переделывать пол или ломать кровати-домики.

Что нужно сделать чтобы интерьер не устарел через год? Есть какие-то принципы?

Александра Федорова: У нас на самом деле всегда одни и те же принципы ко всем комнатам. Не важно детская это или родительская спальня. Во-первых — архитектурный подход, чтобы было нечто такое гармоничное по оболочке.

Что такое архитектурный подход?

Александра Федорова: Архитектурный подход – это значит, что когда вы вынесете всю мебель из комнаты, а у вас останется законченная композиция неких объемов: пол, стены, потолок, какие-то выступающие элементы и т.д. Всё это вместе создает законченную композицию и должно быть из каких-то нейтральных материалов, натуральных, без ярких кричащих цветов, чтобы как раз не надоело. И вы можете потом сменить диван с детского на более подростковый, но в целом картинка не изменится.  Да, можно сделать яркие подушки или постельное бельё – и уже будет весело в комнате. Для детской мне вообще кажется, что такое вот спокойствие – это фундаментальная вещь, потому что там и так будет довольно буйно.

На чем можно экономить при строительстве дома или создании интерьера, а на чем нельзя ни в коем случае?

Александра Федорова: Если говорить про бизнес и премиум сегмент, то мне кажется, что единственное на чем можно экономить – это на супербрендовых мебельных фабриках. Даже среди среднего уровня можно выбрать качественную, удобную и стильную мебель, при этом не переплатить за ультра-дорогую марку. А вот на инженерии, самой «коробке», окнах, отоплении я бы, конечно не стала экономить, потому что это обслуживает нашу жизнь и менять достаточно проблематично.

Умные дома ставите?

Александра Федорова: Ну конечно ставим и давно уже.

Почему в России относительно медленно идет развитие данных технологий?

Александра Федорова: Автоматизация инженерных систем у нас в бюро ставится почти в ста процентах случаев. И в маленьких квартирах, и в больших домах. Но, почти всем приходится объяснять, что это не тот умный дом, который был в девяностых, который у всех ломался и которым они потом просто не пользовались. Скорее всего это такая неуверенность в надежности, в недобросовестных исполнителях.

По регионам работаете?

Александра Федорова: Конечно. И не только по регионам, а по всему миру у нас проекты: в Америке, Европе и в Дубае. 

Есть ли разница в специфике работы в разных регионах? К примеру, Северный Кавказ и Москва?

Александра Федорова: Мне кажется, что люди, которые заказывают современную архитектуру — современные по своему духу и у них уже стёрта граница каких-то специфических национальных черт, которые могут наложить отпечатки. В основном я как бы сразу обозначаю свои правила и если я вижу, что заказчик начинает меня как то там пытаться продавить или что то там навязать, то я сразу говорю, что мы либо так делаем или мы не работаем. А так вообще никакой разницы нет. На самом деле и в Москве есть те, кто хочет «классичнее» или «бетоннее». Всё только от вкусов человека зависит.

Какой у тебя был объект в плане всего: запоминающийся, интересный?

Александра Федорова: Ну я немножко по другим критериям оцениваю запоминаемость своих проектов, не с точки зрения технических решений, а реализуемых идей и своих архитектурных амбиций. У меня в принципе все дома любимые, но могу особо выделить: сейчас достраиваем виллу в Таганроге, это один из моих любимых проектов. На берегу лимана, очень красивая вилла, классные заказчики и долго мы ее строим. Вот это такая моя любовь.

Есть объект-мечта?

Александра Федорова: Ближайшие планы — реализовать текущие проекты, которых параллельно идёт 50-60. Планы – развиваться в большую архитектуру, что до сих пор я еще думаю хочу я туда или нет. До этого нужно постепенно дойти. К примеру, построить музей современного искусства, школу. Что-то такое, чем будет пользоваться не одна семья, а много людей. Как-то так.

Что в архитектуре является фундаментом?

Александра Федорова: Польза, прочность и красота. Где красота – это определенная гармония, польза – функционал, прочность — понятно, что это.