Новости
Дата публикации: 26 февраля 2018 г. в 12:04

Каролина Яковлева: «Проще работать с приятными заказчиками, а объект не имеет значения»

Как становятся дизайнером? Дизайнер – это творчество или образование? Есть ли разница в дизайнерских школах России и Европы? В чем отличие пожеланий вчерашнего заказчика и сегодняшнего? Нужен ли «Умный дом» и какие основные направления развития нас ждут в будущем? Об этом и не только рассказала наш давний друг и партнер, известный российский дизайнер Каролина Яковлева. 

Где вы получили образование и почему решили стать дизайнером именно по интерьерам? С чего всё начиналось?

Каролина: Осознанное решение пришло, наверное, тогда, когда я выбирала заранее факультет для поступления в вуз и параллельно, подготавливаясь к поступлению, занималась с преподавателем «рисунка» в специализированном лицее. А если серьезно, то для меня помимо интереса к рисунку, всегда привлекала работа с «формами». Этот интерес появился еще в начальных классах школы, когда на уроках создавали какие-то формы и образы. Ну а сейчас мне нравится находиться на самой «стройке», нравится наблюдать за созданием объекта и видеть воплощение идей. 

умный дом под ключ
Коттедж в поселке Даренка (Московская область)
Дизайн: Каролина Яковлева; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

Как на ваш взгляд, может ли любой человек стать дизайнером, получив образование или всё же это должно быть заложено генетически?

Каролина: Я могу это рассказать на примере одной жизненной истории. На момент поступления в вуз, нас было в группе примерно человек десять. Да, в основном были абитуриенты, которые заранее готовились к поступлению и именно на эту специальность, посещая уроки живописи и рисунка, получая базовые знания и имели способности «генетические».

Но, были абитуриенты, которые вообще не знали, что такое «база рисунка», у некоторых вообще не было к этому никаких способностей или подготовки. Многие студенты, не только в моей группе, из-за легкости обучения не продвинулись вперед и даже стали на ступени ниже, так как решили что им не нужно прикладывать особых усилий, на их взгляд, у них и так все получалось. К шестому курсу часть студентов, пришедшие без особых способностей и начальной подготовки, обошли своих одногруппников. Поэтому говорить о врожденном призвании и ставить его на первое место не очень правильно.

В принципе научиться можно всему. Есть много предметов, которые являются фундаментальными и за шесть лет в вузе их можно очень хорошо усвоить и изучить: живопись, рисунок, скульптура, композиция, перспектива, компьютерная графика, история архитектуры, история дизайна, и многое другое. Важно не просто родиться дизайнером, который может «нарисовать шторы на окнах», а важно уметь работать с общим объемом в целом. Для этого, учиться просто необходимо. После получения образования или с курса 3-го примерно, необходимо получать реальный опыт проектирования в настоящих проектных компаниях. 

Получается, что дизайн – это не только творческая работа, а работа, которая строится на каких-то основных канонах и принципах? 

Каролина: Мы все живем в постоянно меняющемся мире! А в мире современных технологий и бешеного ритма — всё строится на основных канонах и принципах! Тоже самое и в дизайне: необходимо знать фактуры и как их соединить между собой; как работать с цветом, а для этого обязательно нужно проходить уроки живописи, работать с акварелью, маслом, гуашью; как работать с объемами, а это макеты, скульптуры, композиции… Только осознав базовые приемы и пропустив через практику, можно профессионально выполнять и воплощать дизайнерские решения. 

Есть же много ускоренных курсов. Зачем так глобально?

Каролина: Есть. И их представлено довольно много… Мое твердое мнение- на обычных ускоренных курсах грамотного дизайнера никогда не обучат. Там учат только каким-то поверхностным вещам и нюансам, минимальным азам! А как же 6-я практика, которой нет. Человек, который «прошел» данные ускоренные курсы, полноценным и грамотным дизайнером быть не может априори. Есть такое понятие, как архитектурное мышление и оно должно быть сформировано в обязательном порядке! Почему? Да потому, что у объекта есть различные объемы, перегородки, несущие конструкции, есть книги и учебники по тем же техническим нормам, СНиПам, Эргономике и т.д. Эти вещи просто неотъемлемы.

Поэтому с одной стороны понятно, что человек, у которого есть врожденные способности может создать интересные «симпатичные» проекты. А тот, кто не одарен изначально способностями, может научится грамотному и интересному дизайну, было бы желание и хорошие преподаватели!

Дизайн интерьера
Коттедж в поселке Даренка (Московская область)
Дизайн: Каролина Яковлева; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

Как вы считаете, отечественные дизайнеры уступают зарубежным? Вообще, место жительства накладывает какой-то отпечаток при разработке дизайна? 

Каролина: По моему убежденному мнению, и оно становится с каждым днем тверже: наши дизайнеры абсолютно ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам. Это благодаря тому, что у нас одна из самых сильных школ, с точки зрения базового образования. Единственная проблема у нас – это технологии. К сожалению, не все зарубежные технологии у нас используются в процессе работы. Это связано в первую очередь с тем, что их нам не поставляют из-за дороговизны и малого спроса строительными компаниями, а также многие дизайнеры просто не знают об их существовании и не предлагают заказчику. Второй момент – у нас не спешат создавать аналоги. По поводу места жительства, однозначно да, определенный отпечаток всегда есть. Но, в современном мире это просто исправить – современные технологии позволяют узнавать обо всех тенденциях и направлениях, попросту не выходя из дома. Интернет – великая вещь.

Какая школа дизайна сильнее?

Каролина: Сразу скажу, что все мировые школы разные и это нужно четко понимать. Ко мне в команду приходили дизайнеры из различных так называемых школ, в том числе и из «британской», которая сейчас находится на пике популярности. Разница в том, что у нас идет упор именно на «классику», в плане не направления, а классического обучения фундаментальным вещам, неотъемлемым для дизайнера. Особенность в том, что данное обучение как бы загоняет дизайнера в определенные жесткие рамки и при этом отсутствует свобода творчества, как факт. Но тот багаж знаний, которые дают у нас в учебных заведениях – он обязателен. Без этого по большому счету ты не сможешь стать грамотным — профессионалом.
В той же «британской школе» упор делается совсем на другое. У них, как детям дают полную свободу творчества и человек может создавать, что-то совсем необычное, т.к. он не скован этими рамками. Дело в том, что когда вы хотите, создать декоративную живопись, а декоративная живопись — это уже не базовые моменты, это отклонение от базы и уже внесение своей идеи…

Так вот, чтобы сделать хорошую работу, нужно изначально пройти классическую школу и только после этого вы начнете трансформировать «классику» в ту стилистику, которая есть у вас внутри: цветом или какими-то другими приемами. Пример: я не просто нарисовал криво «кружок», потому что не умею этого делать, а именно трансформировал ровный круг как это было задумано, и в этом состояла сама «моя» идея, и в этом профессионалы сразу увидят шедевр.
Вот если эти две школы совместить между собой тогда мы получим идеальное решение. Правда, как это сделать не совсем понятно (смеётся). Мое мнение, лучше получить наше классическое образование, а далее уже проходить курсы за рубежом, для расширения своего кругозора и получения дополнительных знаний. Вообще, профессия дизайнера формируется годами и хорошего специалиста после школы без практики, как такового, еще нет.

Жизненный опыт в классическом понимании всё-таки важен?

Каролина: Он не просто важен, а необходим! Только для каждого человека временной промежуток разный. Кому-то достаточно один-два объекта, чтобы понять всю специфику, а кому-то нужно пять лет работы, чтобы вникнуть в процесс. Здесь уже зависит от индивидуальных способностей каждого человека. 

умное освещение
Коттедж в поселке Даренка (Московская область)
Дизайн: Каролина Яковлева; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

На каком этапе работы с заказчиком должен появляться дизайнер? После архитектора? Как вообще должна строиться для вас идеальная связка всех подрядчиков?

Каролина: Тут нужно смотреть какой архитектор. Ведь есть разные специалисты и архитектор архитектору рознь! И есть много специалистов из сферы архитектуры, которые «здорово» работают и с интерьером в том числе. Порой получается очень лаконичный дизайн, выполненный столь объемно и масштабно, что в него уже можно потом добавлять свои элементы, человека, который будет «обживать» интерьер. Вообще, появления дизайнера необходимо в тот момент, когда идет проектирование объекта, на этапе создания концепции. Дизайнер может полностью разрабатывать параллельно планировочные решения, дизайн и стиль интерьера совместно с представлением архитектором экстерьера.

Основная проблема в работе – плохие коммуникации между участниками процесса или их полное отсутствие. К примеру, дизайнер спроектировал одно, а инженер спроектировал свои коммуникации, и все это не согласовывалось между собой! А также Архитектором/Инженером предусмотрены определенные нагрузки! А строители вообще подразумевали вести работу по-своему! Необходимо налаживать коммуникационную работу между всеми участниками. Эту работу всегда контролирует или сам заказчик, или нанимается «надзор». Недавно закончили объект, который строили в общей сложности более трех лет. Мы уже «семьей» стали со всеми, пережив многое (смеется). Моя работа началась с того, что дом был не достроен: стояли стены и кровля.

Кроме разработки интерьера, задача стояла еще поработать над образом фасада здания, применяемыми материалами, каким образом применять, так называемый экстерьер.  Был разработан дизайн-проект, но как только стал выполняться монтаж инженерных систем, пришлось сразу вносить изменения. Некоторые помещения сильно поменялись с точки зрения изначальной концепции дизайна.

Благодаря грамотной работе всех служб это проходило оперативно и главное слаженно. Над интерьером работают все сообща, а не только дизайнер или архитектор. Во время строительно-ремонтных работ часто возникают изменения. Это живой процесс. Опять же по инженерным системам: трубы, выходы решеток, электрика, количество розеток, расположение. Необходимо чтобы инженеры и строители советовались с дизайнером, как, где, каким образом лучше смонтировать и не потерять саму концепцию и суть проекта.
Дизайн-проект – это совместная, общая работа и от слаженности, коммуникаций абсолютно всех подразделений зависит ее качество. 

Как вы считаете, почему мы отстаем от Европы и тем более Америки по количеству «умных домов»? 

Каролина: Да, в Европе и в США уже более 80% домов изначально «умные», а про общественные помещения и говорить не нужно-там количество автоматизации доходит почти до 100% от всего объема. Это считается необходимостью и «умный дом» за рубежом — стандартный набор различных от их назначения функций: безопасность, защита от протечек воды, видеонаблюдение и т.д.
Всё это уже стало стандартной инженерной системой. У нас же прямая противоположность и «умный дом» заказчик видит, как управление всем, начиная от управления шторами и заканчивая освещением фасадной части дома и придомовой территории. Но и у нас сейчас прослеживается тенденция в том, что часть функций становятся такой же необходимостью. Особенно в общественных зданиях.  


Сдерживающим фактором роста популярности систем «умный дом» конечно, является высокая стоимость. Тут в первую очередь играют свою роль и курсы валют, т.к. в основном оборудование импортного производства, уровень дохода населения у нас и в Европе или в Америке. Но, несмотря на это, с каждым годом данные системы становятся всё популярнее. Чаще всего сама система «умного дома» становится необходимостью в коттеджах и домах. Потому что коттедж и дом это такая вещь, долго строящаяся, дорогая и всё делается на века. Поэтому там все технологии по возможности должны быть включены с большим запасом.

Умный дом москва

Меняется ли сам заказчик с годами, его мировоззрение, предпочтения (по умным домам)?

Каролина: Конечно меняется! Если сравнивать к примеру, заказчика десять лет назад и сегодня, то это уже совсем разные люди. Раньше заказчик не смотрел на то, что сколько стоит, не зависимо от бюджета в семье, заказывал проекты по максимуму!
Даже, заказывал не зная, будет ли в итоге выполнять строительно-ремонтные работы или нет: дизайн-проект должен быть на всё, так сказать на будущее…
Сейчас отношение совершенно поменялось и подход стал как бы сказать, наверное, более рациональным и прагматичным. Это очень сильно заметно на квартирах, где чаще всего стараются использовать минимальный необходимый отдельный набор систем «умного дома»: домашний кинотеатр, аудио-мультирум, климат-контроль, вентиляция — это те системы, которые на сегодня наиболее востребованы.
Такой подход связан в первую очередь с тем, что заказчик начал просчитывать бюджет наперед в соотношении с другими затратами. Например, нужно накопить на школу, институт, купить еще квартиру и т.д. 

По коттеджам и домам тоже есть свои особенности (смеется). Например, мы говорим, что с системой «умный дом» будет экономия по электроэнергии, по расходу воды и т.д. Заказчику вначале всё нравится, т.к. само слово «экономия» всегда располагает к себе и вызывает только положительные эмоции. Но как только предоставляется смета на оборудование и монтажные работы – стоимость пугает и чаще всего бывает отказ. Хотя, человек понимает, что строит жилье не на один день и все можно выполнить поэтапно, к примеру: заложить коммуникации, а оборудование закупить и установить, когда появится бюджет на него, хоть через 5-7 лет. 

Вообще заказчики абсолютно все разные и у каждого есть свое мнение и видение. Кто-то не очень любит современные технологии и ему приятнее самому закрывать шторы, следуя каким-то традициям. В данном случае для человека важно тактильное восприятие и сам ритуал. А кто-то без современных технологий просто жить не может…

К примеру, у меня дома на шторах установлены приводы, без которых я уже даже не представляю, как можно обходиться. На высоких этажах, где постоянное солнце в летние время, могут спасти только специальные, очень плотные шторы и приводы к ним, так как самостоятельно дергать с утра до вечера- рано или поздно надоест, да и ткани это не на пользу.
Я вижу в этом только сплошные плюсы!

Но есть и другое мнение, что данные системы могут ломаться и как этим пользоваться дальше?! Возникают очень большие проблемы, что делать дальше, как это всё исправить. Именно поэтому при подборе инженерной компании по системе проектированию и монтажу систем «умный дом» нужно в первую очередь оценивать компетентность и надежность компании. Оборудование всё дорогостоящее и требует специалистов только самой высокой квалификации.

Сколько по времени идет дизайн помещения? Есть какие-то нормы или сроки?

Каролина: Все зависит от площади и от того, как оперативно заказчик готов согласовывать поэтапные решения. От 1 месяца до месяцев 3-х. Каких-то жестких установленных норм нет. Ведь много зависит от возникающих уточнений, нестандартных моментов, или вдруг заказчик не спешит и процесс сам по себе затягивается. Проектирование не дает 100% решение вопросов, так как при монтажных работах они будут возникать в любом случае. Для этого нормальный дизайнер всегда на связи и готов на них ответить или скорректировать необходимый чертеж.

БАССЕЙН В КОТТЕДЖЕ
Коттедж в поселке Даренка (Московская область)
Дизайн: Каролина Яковлева; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

С каким объектом проще работать: «новострой» или «вторичное жилье»?

Каролина: Проще работать с приятными заказчиками, а объект не имеет значения. Есть же еще такие сравнения как квартира или коттедж, жилое или общественное пространство  и везде есть свои нюансы, которые необходимо знать и учитывать при проектировании.

Мир дизайна меняется слишком быстро, важно ли быть в тренде?

Каролина: Без постоянного развития и самообразования невозможно выполнить актуальный продукт! Конечно, необходимо следить и изучать новые возможности в сфере материалов и инженерных систем. Это дает возможность исполнять быстрее, удобнее, качественнее и современнее интерьер (задумки дизайнера), а также, что очень важно, комфортнее.
Но, в тоже время, никогда нельзя забывать о базовых архитектурных композициях и объемах, про уже существующие классические приемы и решения! 

Коттедж в поселке Даренка (Московская область)
Дизайн: Каролина Яковлева; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.