Новости
Дата публикации: 13 июля 2018 г. в 10:53

Иван Гирвиц в проекте «ИНТЕРВЬЮ»

Популярный российский дизайнер Иван Гирвиц рассказал нам о том, кто такой современный дизайнер, можно ли разбогатеть на дизайне интерьеров и что такое «идеальный дом» для дизайнера.

Дизайн разрабатывается и применяется практически во всех сферах нашей жизни. Как будущий дизайнер понимает, что он хочет работать с интерьером, а не к примеру с одеждой или автомобилями? 

Иван: На самом деле, если рассказать про меня, то здесь всё довольно просто. Я с шести лет учился в художественной школе, собирался поступать на художественно-графический факультет и когда настал момент самого поступления, в вузе открылся факультет дизайна со специализацией «Дизайн интерьеров». Мне это направление всегда было ближе. Вот так всё и сложилось. 

Есть ряд профессий, в которых кроме полученных навыков, важную роль играет талант или призвание… Врач, учитель, художник, ученый. Как обстоят дела в вашем направлении? Профессия дизайнер – это в первую очередь что: талант или долгий процесс образования?

Иван: Мне кажется как в музыке, в живописи, графике и в дизайне есть какое — то ощущение того, нравится тебе или нет. Дальше уже идет выбор «изнутри», что тебе ближе, что больше нравится. Элементарно — это вкус. Моё мнение, что в первую очередь должна быть тяга к тому, что ты делаешь в жизни. У меня в жизни было много примеров, когда довольно взрослые люди меняли свою профессию и становились дизайнерами.

Получается, если я сейчас захочу заработать денег и стать дизайнером — пойду учиться, несмотря на то, что у меня полное отсутствие таланта в этом направлении. Возможно ли это?

Иван: Это будет очень сложно… Я имею в виду заработать денег дизайном (смеётся). А если серьезно, то понятие профессии дизайнер интерьеров стало довольно широким в своем понимании и, как такового его уже нет. Современный дизайнер — это уже менеджер, декоратор, архитектор, где то прораб, сантехник и электрик. Конечно, на первом месте должна стоять не просто идея по объекту, а концептуально хорошая идея в глобальном смысле. В этот момент дизайнер должен четко понимать реализуемая она или нет. И на это решение влияет огромное количество факторов и обстоятельств. 

Последнее время все говорят о всевозможных кризисах: в мировой экономике, о стагнации отечественной экономики и т.д. Сказывается это на количестве заказов?

Иван: Кризис то был, и когда всё хорошо было. Тут дело не в кризисе, не в заказчиках, а дело в той работе, которую ты делаешь, с какими людьми общаешься, в какой сфере находишься. К примеру, с теми людьми, с которыми работаешь, идешь по жизни: строители, поставщики, архитекторы, инженеры; с ними мы уже стали друзьями и все добросовестно выполняем свою работу. И это касается абсолютно всех сфер и профессий. Здесь не в глобальном понимании нужно рассматривать, а понять, что кризис внутри нас самих! Проблема в том, что очень тяжело найти именно добросовестных партнеров, а это напрямую сказывается и на тебе.

Прямо спрошу: заказы не упали?

Иван: Нет, не упали. И в последние годы мы можем наблюдать даже их уверенный прирост. 

Бенилюкс дизайн интерьера
Коттедж в поселке Бенилюкс (Московская область)
Дизайн: Иван Гирвиц; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

Предпочтения у заказчиков поменялись? 

Иван: Если честно, то столица довольно специфическая в этом плане… Дело в том, что «она» очень долго потребляла в моем понимании «особый» контент. И вкус у покупателя в Москве не то чтобы испорчен, а как бы сказать… Очень сложно подобрать одно слово, попробую привести пример: мне очень не нравилось, когда на выставках, коллекции мебели делают для России, Китая и Арабских эмиратов. Именно с какой-то толикой напыщенности «восточной роскоши», чтобы было «дорого — богато». На сегодняшний день ситуация немножко изменилась. Заказчик поездил, попутешествовал, построил в Москве много домов и квартир, пожил во всей этой роскоши и хочет премиальный уровень, но что-то уже более строгое и лаконичное. Но при этом должны присутствовать какие-то элементы роскоши, достаточно дорогой, но уже со вкусом.  

Мы сейчас говорим про столичного заказчика. Есть ли разница между регионами и столицей?

Иван: Разница просто пропасть, даже между Москвой и, например Питером.

В количестве или во вкусах?

Иван: Москва «просит», как правило «роскошь» и быстрое выполнение всех работ, при этом сама «идея» в широком смысле для столичных жителей – вторична. А в Питере, заказчики готовы «допиливать» идею до того состояния пока первое – им понравится, а второе – войдет в бюджет. Петербург в отличие от столицы очень внимательно смотрит на финансовую составляющую, которая стоит для него на первом месте. И тут дело не в том, что денег меньше. Рядом находится европейская Финляндия, которая и накладывает сильный отпечаток на ментальность.

Есть ли разница в дизайнерских школах: отечественной и зарубежной? 

Иван: Разница даже не в школе как таковой, а в самом подходе и стилистики. Например, моя знакомая училась в Амстердаме, а курс «минимализма» уже получала в Финляндии. Когда пришел преподаватель по этому предмету, а они делали как раз планировку квартиры, он просто не понимал зачем так расходуется пространство. Он начал убирать всё лишнее и показывать на примерах, объясняя это тем, что это более функционально для жизни, а вот это здесь будет лишнее.

Тогда какая школа самая прогрессивная? Модная?

Иван: Сложно сказать…  В последнее время, я почему то всё чаще смотрю в сторону Китая, именно по работе с интерьером. Они очень сильно стали отличаться, переработав вычурную роскошь в такую, как бы правильно сказать, концепцию современной роскоши. Многое убрали, многое добавили. У меня очень большая подборка визуальных примеров с китайских порталов. Правда специализация идет в основном в оформлении гостиниц и отелей.

Как вы считаете, наши дизайнеры, которые учились только у нас, уступают зарубежным коллегам или нет?

Иван: Во всем уступают: в подходе, в логике, в легкости, в профессионализме зачастую. И дело здесь даже не в опыте. У нас отсутствует профессиональная база самой подготовки, которое, по сути является производством. В данном случае ты и инженер, конструктор и художественный руководитель для этого проекта. Дело в том, что у нас услуги дизайнера для заказчика всегда рассматривались как какая-то сверхуслуга. Дизайн был как статус жизни, как роскошь. Дорогой диван, дорогой автомобиль, вычурный интерьер. А в Европе… Могу даже провести аналогию с «Умным домом»: В Европе автоматически и изначально заложены определенные элементы по безопасности, по энергосбережению. Это просто должно быть обязательно. Тоже самое и по дизайн-проекту — он должен быть, и делает его профессионал, стоимость работы которого в разы выше чем у нас в стране. У нас пока всё прямо противоположно и получается, что у нашего отечественного образования пока не хватает базы для нормальной подготовки специалиста. Потому что дизайнер — это такой универсальный инженер: ты и на стройке, ты и у заказчика, ты и подбираешь интерьер, т.е. довольно специфичная работа.

Квартира в ЖК Долина Сетунь (г. Москва)
Дизайн: Иван Гирвиц; система «Умный дом» и «Домашний кинотеатр»: компания UNECOM.

Вы сейчас сказали, что есть определенная стоимость одного квадратного метра. Есть ли какие то нормы и временные рамки сколько должен длиться дизайн или это сугубо индивидуально и нет временных ограничений?

Иван: Временные рамки должны быть всегда и у всего — это обязательное условие всех направлений сфер бизнеса. В сфере дизайна на это влияет очень много факторов. Основное это заказ мебели и инженерии — это время когда закончат строители и когда придет мебель. Или когда начнут работать сантехники и придут встроенные части под сантехнику. Поэтому здесь всё завязано на сроках и в сумме это выглядит так: заказчик/строитель-инженер/поставщик. Вот эти три фактора или людей необходимо состыковать.

С каким объектом проще работать на ваш взгляд: с нуля или когда уже стоит «коробка» и нужно просто разработать дизайн?

Иван: Мне лично больше нравится работать со «старым фондом». Это либо большие открытые пространства конца восемнадцатого века или более молодые — «сталинки» . Дело в том, что там есть определенные ограничения, в отличии от «чистого листа» по новому жилью, с которыми очень интересно работать. Чтобы именно они стали плюсами, а не минусами интерьера. В старом фонде сама его архитектура диктует определенный уровень работ и оформления.  Плюс там всегда очень хорошая и красивая кирпичная кладка, которая сама выступает элементом дизайна. К примеру, вспоминая проект парикмахерской “ПТИЧКА”, которая располагалась в здании, в котором были конюшни в Санкт-Петербурге, середины позапрошлого века и расположенному на Невском проспекте — мы всё «вскрывали» и там образовалось достаточно большое пространство,  красивые арочные потолки из кирпича. Задача была сохранить, не испортить, и чтобы заказчик был  удовлетворен работой. Для меня такие объекты всегда предоставляют более интересную работу, чем новые здания и сооружения. Да, она более сложная, но на много более драйвовая. Да и объекты, как бы вам сказать, они живые, со своей историей и душой.

Почему мы отстаем от той же Европы, от Америки по инженерным системам «умный дом»? Что является сдерживающим фактором?

Иван: Цена и еще раз цена. Любое качественное конечное устройство-оно в итоге очень дорогое. Все равно сколько не считаем… Но и дешевые системы мы тоже не можем ставить в нашем сегменте. Дело в том, что это оборудование высокотехнологичное и требующее только высококвалифицированных специалистов. И в этом конкретном случае конечно лучше не рисковать при выборе и монтаже. С другой стороны практически монополия: CRESTRON в Америке, а KNX в Европе.

На ваш взгляд, есть ли будущее у дешевых систем? Сейчас многие производители со всего мира начали делать так называемые комплекты «умных домов».

Иван: Я на самом деле очень много интересуюсь и думаю про эти системы, в частности про известные бренды из КНР лично себе и могу сказать, что прогресс уже ощутимый. На самом деле, сейчас очень сложно спрогнозировать какое будет у них будущее и какое будет развитие… Это еще первые ласточки и пока еще сложно что то понять. Нужно самому разбираться. Наверное, это скорее всего не будущее, а помощь к формированию положительного имиджа «умного дома» в целом именно через эти системы.

Для вас актуально понятие «клиент всегда прав»?

Иван: И да и нет. Всегда нужно находиться в некоем диалоге с заказчиком. И если какие-то решения у заказчика мне кажутся не правильными в плане стилистики, то я всегда предупреждаю, что мое мнение такое, привожу практические примеры и т.д. Но в том случае, если заказчик говорит, что хочу – будем делать, как он скажет. И это называется той низкой ценой за дизайн проект, дело в том, что у нас не отработан механизм работы с дизайнером, как например в Европе. Т.е. заказчик на каком-то моменте может внезапно внести изменения. Это не очень хорошо и мы сразу отказываемся от таких моментов, мы по сути не защищены.

Что для вас идеальное жилье? Какие эмоции должен вызывать идеальный дом?

Иван: В последнее время мне кажется, что мой дом – это куда я приехал и бросил вещи (смеется). Особенно последняя поездка, когда мы поменяли пять жилых локаций. Если говорить про идеал для меня, то всё-таки это подальше от цивилизации. И тут дело не в том, что устал от суеты и людей-нет. Дело скорее в том, что природа она определенным образом влияет на мировоззрение, своим совершенством и хаосом, своей какой-то чистотой, которую невозможно передать словами. Наверное – это дом на природе и какой-то полудикой. Мне очень понравилось, когда мы жили в рисовом поле, в джунглях и это и какой-то небольшой экстрим, потому что ты не знаешь, кто к тебе придет ночью (смеется). Такое творческое пространство, с огромным домом, типа гостиницы за деньги, но с фейсконтролем. И рабочая терасса находится в джунглях, т.е. ты работаешь там. Вот туда как раз и приезжают классические дизайнеры, web-дизайнеры.

По какому принципу вы подбираете себе подрядчиков? Есть какая-то система, какие-то критерии оценки?

Иван: Заказчик, который не первый и не второй раз строится, очень требовательно относится к подрядчику. Скажем так, у дизайнеров в Москве плохая репутация. Из-за того, что когда дизайнер работает со своим подрядчиком, то появляются некоторые огрехи подрядчика, но дизайнер закрывает глаза, потому что в этой компании заложена какая-то премиальная его часть. Поэтому вот этот принцип «отката» необходимо исключать. Я из своей работы его исключил. Для меня подрядчик в первую очередь – это профессионал. И если, например, на заказе я свою скидку отдаю заказчику, то значит дальше у него не остается ни чего, кроме как выдать качественный продукт. Поэтому здесь в первую очередь дизайнеру нужно работать с профессионалом и заказчик в этом плане тоже помогает. Бывает, что очень хорошие подрядные организации идут именно от заказчика.

Заказчик сам ищет подрядчика или всё же полагается на ваш выбор?

Иван: На практике  у меня сейчас получается так: я предлагаю заказчику своего поставщика, а заказчик предлагает мне своего, что в последнее время очень часто бывает. Например, с кухнями я предлагал определенный пул поставщиков и заказчик выбрал уже из моих. Например по «мрамору» ситуация была сложнее, потому что мой поставщик – это «топовый» поставщик мрамора в Москве – у него дорого. И вот эта ситуация всегда плавающая. Но вообще у дизайнера обязательно должен быть список поставщиков, с которыми он работает по всем позициям.

Как часто заказчики заказывают систему «умный дом»? Какую тенденцию прослеживается за последние годы?

Иван: Раньше было на верное 50х50, буквально пять лет назад. Сейчас ситуация такая, что у меня нет сейчас заказчиков, которые не ставят данную систему. Сейчас полностью все объекты идут только с «умным домом». Это касается квартир, домов и апартаментов. За последнее время мы можем наблюдать уверенный рост данных систем и, по моему мнению, такими темпами мы скоро догоним туже Европу. По крайней мере очень хочется в это верить.